Мы всегда ищем талантливых и целеустремленных людей для работы в нашем профессиональном коллективе
Вакансии: Москва




Что нужно знать эксплуататору о профсоюзах

Интерком-Аудит в СМИ30 января 2014, Трудовое право

Что нужно знать эксплуататору о профсоюзах

Хроники 2013 г.

В январе сотрудники Coca-Cola в Германии начали забастовку, требуя повышения зарплаты. Как пишет в номере от 21 января Spiegel, на местных заводах компании производство было остановлено на несколько часов. Профсоюз NGG, объединяющий работников пищевой промышленности страны, считает, что в течение ближайшего года зарплата работника должна быть повышена на шесть процентов. Это значение основано на исключительных финансовых показателях Coca-Cola, достигнутых в прошлом году. Несмотря на высокую эффективность, менеджмент Coca-Cola предлагает введение более гибкиго графика работы, что приведет, к тому, что некоторые сотрудники Coca-Cola будут работать по субботам. Руководство рассматривает также вопрос о сокращении штата в добавок к увеличению зарплаты на 2,5 процента.

Защитит от разных бед
Профсоюзный комитет!

В соседней Франции в это же время суд запретил Peugeot Citroen сокращать рабочих. Ранее Peugeot Citroën разработала план реструктуризации, в соответствии с которым компания намерена сократить 11 тысяч сотрудников и закрыть завод в пригороде Парижа. В концерне объясняли, что вынуждены пойти на такие меры в связи со спадом спроса на автомобили в Европе и убытками в размере пяти миллиардов евро по итогам 2012 года. Профсоюзы выступили против реструктуризации и сокращения рабочих мест, несмотря на то, что автомобильный концерн обещал предоставить сокращенным сотрудникам другие рабочие места.

В феврале журналисты британской телерадиовещательной корпорации ВВС начали 24-часовую забастовку против увольнения в рамках кампании по сокращению штатов. В ответ руководство корпорации заявило, что оно «огорчено» необходимостью принимать такие шаги. Согласно заявлению руководства, компания намерена предпринять все возможные усилия для обеспечения увольняемых сотрудников работой. Профсоюз, напротив, утверждает, что ВВС таких усилий не прилагает. Напротив, она выгоняет талантливых и опытных сотрудников, но при этом набирает новых через внешние структуры.

В марте и апреле крупнейшая германская авиакомпания Lufthansa приняла решение об отмене сотен внутренних и международных рейсов по причине забастовки сотрудников. Профсоюз Ver.di объявил так называемую «предупредительную забастовку»: эту тактику обычно используют немецкие профсоюзы для того, чтобы оказать давление на авиакомпанию в ходе переговоров о повышении заработной платы. Бастующие требовали повышения зарплаты на 5,2% для 33 тыс. сотрудников авиакомпании, а также гарантии сохранения рабочих мест. Между тем в руководство авиаперевозчика проводит политику сокращения зарплат, чтобы справиться с ростом цен на авиационное топливо, с конкуренцией с бюджетными авиакомпаниями и с крупными авиаперевозчиками, такими как Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways.

Предыдущая крупная забастовка в Lufthansa произошла в сентябре 2012 года. Тогда авиаперевозчику пришлось отменить более 1 тыс.рейсов. Убытки от одного дня простоя стоили Lufthansa около 10 млн. евро, но требования сотрудников были отвергнуты. В результате были подняты цены на билеты. Более того,  Lufthansa считает, что Ver.di пересекает границы "предупредительной забастовки", и авиакомпания в настоящее время обдумывает возможность иска в отношении профсоюза.

В мае часть сотрудников хорватской национальной авиакомпании Croatia Airlines, которая находится в процессе реструктуризации, начала бессрочную забастовку в знак протеста против сокращения зарплат и массовых увольнений. Переговоры с участием представителей министерства труда, профсоюзов и руководства Croatia Airlines не дали результатов. По данным хорватских СМИ, профсоюзы пилотов, бортпроводников и наземного персонала требуют сохранить все права, зафиксированные в последнем коллективном договоре, который истек 1 апреля. Они указывают, что новый договор предусматривает существенное сокращение их доходов. В свою очередь, руководство Croatia Airlines заявляет о невозможности сохранения прежних условий договора, указывая на тяжелое финансовое положение компании.

В профсоюз вступил не зря —
знаю, там мои друзья!

В начале июня французские авиадиспетчеры провели забастовку, к которой на некоторое время присоединились их коллеги в Австрии, Германии, Великобритании, Испании и Португалии. С помощью забастовки работники авиадиспетчерских служб  выразили свой протест против создания в ЕС системы так называемого «единого европейского неба». Европейские чиновники считают, что благодаря организации наднациональной системы контроля полетов перевозчики смогут сократить собственные расходы. Диспетчерские службы во Франции и других государствах ЕС с инициативами Еврокомиссии не согласны. Отраслевые профсоюзы опасаются, что слияние повлечет за собой масштабные увольнения и сокращения зарплат.

Потери перевозчиков из-за того, что они пока не объединены «единым небом», оцениваются в пять миллиардов евро ежегодно, поэтому, естественно, что авиакомпании, включая Air France-KLM и Ryanair поддерживают программу ЕС несмотря на протесты. В частности, глава отдела внешних связей Ryanair Робин Кили заявил, что услуги диспетчеров оцениваются слишком высоко. Он добавил, что их профсоюзы часто прибегают к забастовке не как к крайнему средству, а в первую очередь. Забастовка стала причиной отмены нескольких тысяч рейсов и нарушила планы десятков тысяч пассажиров. После того как независимую акцию протеста провели еще французские и немецкие железнодорожники, в СМИ и вовсе заговорили о транспортном хаосе, в который погрузился Евросоюз.

В июне вся Португалия встала в очередях и пробках - не ходили поезда и паромы, было закрыто метро, на автобусных остановках стояли гигантские очереди. Все это результат всеобщей забастовки - четвертой за последние два года. Профсоюзы призывают бастовать в знак протеста против политики "затягивания поясов", ставшей условием кредита от Евросоюза в 100 миллиардов долларов. Она привела не только к масштабным сокращениям в государственном секторе и росту налогов, но и к дальнейшему спаду португальской экономики - худшему за почти полвека.

Если любишь профсоюз,
У тебя хороший вкус!

В августе в Нью-Йорке начались акции протеста работников ряда популярных сетей ресторанов быстрого питания. В частности, речь идет о McDonalds, Burger King, Wendy's, Taco Bell, KFC, Pizza Hut и других. Сотрудники закусочных требуют увеличения минимальной заработной платы почти вдвое — до 15 долларов в час, а также предоставления права на создание профсоюзов.

В настоящее время 7,25 доллара в час – это минимальная заработная плата в крупнейшем американском мегаполисе. По подсчетам экспертов, для того чтобы семья из четырех человек жила выше черты бедности, минимальная зарплата должна составлять 11 долларов в час.Соответственно, руководство корпораций на переговоры не настроено. По мнению бизнесменов, повышение оплаты труда приведет лишь к росту стоимости продукции. Если требования протестующих будут выполнены, цена одного гамбургера увеличится на 1–2 доллара, что испортит пищевым гигантам статистику продаж.

Профсоюзные ряды:
Какие труды — такие и плоды!

В сентябре руководство южнокорейской компании Hyundai Motor подписало с профсоюзом соглашение по зарплате, что завершило продолжительную забастовку рабочих на заводе на юге Кореи. Сделка предусматривает повышение минимальной заработной платы на 89 долларов, а также 7 385 долларов поощрительных выплат.  Руководство завода пошло на этот шаг после того, как за последние несколько недель 46 тысяч рабочих 10 раз не выходили в свою смену. В результате забастовок компания не смогла произвести 50191 автомобиль, потери составили 1,13 миллиарда долларов. Впрочем, трудовые споры в Hyundai Motor стали ежегодным событием за последние два десятилетия. Рабочие бастуют ежегодно с 1986 года. В прошлом году потери компании от забастовок составили 1,57 миллиарда долларов.

И наконец, в октябре Объединенный профсоюз парижских таксистов потребовал от правительства Франции ввести минимальный промежуток в 15 минут между заказом такси и прибытием его на место. Требование вызвано введением нового сервиса «туристических машин с шоферами» (VTC), которые приезжают к клиентам практически мгновенно, пользуясь приложениями для смартфонов. «Традиционные» таксисты заявляют, что таким образом фирмы, работающие на рынке по новой системе, нарушают правила. Кроме того, они заявляют, что для входа в туристический сервис нужно платить всего лишь 100 евро за машину (против 240 тысяч евро за лицензию для обычных такси). Представители компаний VTC, в свою очередь, заявляют, что таким образом таксисты пытаются ликвидировать конкуренцию на рынке. По их заявлениям, новые фирмы предоставляют лучший сервис - их шоферы опрятно одеты, открывают перед клиентами дверь и не включают на полную громкость свою музыку.

Парижские таксисты известны своим умением добиваться от властей выполнения своих требований. Двухдневная забастовка в 1958 году вынудила пойти на уступки президента Шарля де Голля. Другой президент, Николя Саркози, уступил таксистам после трех дней стачки в 2008 году. В то же время действия таксистов приводят к тому, что данный рынок во французской столице стагнирует. Число такси в Париже с 50-х годов почти не изменилось, составляя сейчас 18 тысяч автомобилей. В Лондоне за этот же промежуток времени оно более чем удвоилось.

Если ты в семье обуза,
Уходи из профсоюза!

В это же время вскрылись факты финансовых злоупотреблений в руководстве рабочего движения, а слова "профсоюзный босс" давно стали синонимом отъявленного коррупционера. Так, в феврале  лидера профсоюза мексиканских учителей обвинили в связях с организованными преступными группировками, а также в использовании незаконно полученных средств. По данным следствия, Эльба Эстер Гордильо подозревается в растрате почти 150 миллионов долларов. Гордильо выводила средства со счетов ее богатой профсоюзной организации через Швейцарию и Лихтенштейн. Полученные деньги она тратила на свои личные цели, в том числе на оплату пластических операций, недвижимости в США, частного самолета, а также на дорогую одежду и украшения. В 2008-2012 годах она потратила 2,7 миллиона долларов со счетов профсоюза в американском универмаге Neiman Marcus.

В августе антагонизм вызвал глава рабо­че­го ко­ми­те­та израильского пор­та, Алон Ха­сан. Выяснилось, что он в сво­бод­ное от проф­со­юз­ной де­я­тель­но­сти вре­мя за­ни­ма­лся част­ны­ми биз­не­с­а­ми всех сортов — пред­при­я­ти­ем по вы­пус­ку мо­ю­щих средств, ре­сто­ра­на­ми и да­же ком­па­ни­ей по ав­то­мо­биль­ным пе­ре­воз­кам. Его фирмы  за­га­доч­ным об­ра­зом со­труд­ни­ча­ют с пор­том, выигрывают тен­де­ры, поль­зу­ют­ся про­тек­ци­ей в пор­ту. Например, гру­зо­ви­ки ком­па­нии Хасана за­гру­жа­ют пер­вы­ми, им не при­хо­дит­ся сто­ять в оче­ре­ди, они успе­ва­ют со­вер­шить 10-12 рей­сов в день, а все осталь­ные — не боль­ше трех. По­это­му все им­пор­те­ры зна­ют, что им сто­ит ра­бо­тать с транс­порт­ной ком­па­ни­ей Ало­на Ха­са­на. Род­ствен­ни­ки Хасана по про­тек­ции устро­е­ны на при­быль­ные долж­но­сти в пор­ту, а сам председатель рабочих комитетов владеет огром­ным дом с част­ным бас­сей­ном и рос­кош­ными ав­то­мо­би­лями.

Темная сторона профсоюзов

Последние примеры яв­ля­ют­ся на­сто­я­щей на­ход­кой для тех, кто меч­та­ет об от­мене проф­со­ю­зов, всех прав тру­дя­щих­ся и вве­де­нии по­все­мест­но­го по­сред­ни­че­ско­го най­ма. Но не они единственные, кто забил гвоздь в идею «диктатуры пролетариата». Сегодня профсоюзы в целом являются достаточно спорным инструментом с экономической точки зрения. За последние двести лет рабочий класс добился больших успехов в борьбе с хозяевами и стал общепризнанным рычагом давления на работодателей. Профсоюз защищает права работников и не позволяет работодателю творить произвол. С другой стороны, работники в борьбе за свои права ставят под угрозу компанию, которая кормит не только хозяина, но и их самих. Логичным следствием пирровых побед работников становится повышение издержек производства, увеличение себестоимости, потеря конкурентоспособности. Вот лишь наиболее очевидные результаты «успешной» работы профсоюзов:

Повышение уровня безработицы. Когда члены профсоюзов добиваются увеличения своей заработной платы, они тем самым повышают издержки предпринимателя. Денег у капиталиста больше не становится, и он просто вынужден на ту же сумму нанять меньшее количество людей. В конце концов, те, кто не смог получить работу окажут серьезное воздействие на экономику страны;

Рост цен. Повышение заработной платы, количества гарантий и бонусов сотрудникам автоматически увеличивает издержки производства продукции. Чтобы не получить меньше прибыли от реализации продукта,  предприниматель просто повысит цену на него;

Найм более дешевой силы из числа эмигрантов и перевод бизнеса в страны  с низкой зарплатой. Профсоюзы добились такого увеличения зарплаты и социальных выплат, что во многих случаях ведение бизнеса в развитых странах потеряло всякий экономический смысл.

В итоге, страны-штрейкбрехеры, знаменитые своими гуманистическими воззрениями, пришли к кризису – к тому, что на сегодняшний момент их экономика не может обеспечить высоких запросов своих граждан. Бизнес просто не в состоянии выжить там, где работники требуют высокую зарплату, пожизненное пенсионное обеспечение и прочие социальные гарантии вне зависимости от производительности труда. Какой смысл заниматься бизнесом, если выплата зарплат и бонусов сводит к нулю личную прибыль. Разумеется, хочется, чтобы все люди жили хорошо. Но, как показывает практика, обеспечить нужды трудящихся в таких масштабах, каких требуют профсоюзы, и при этом не обанкротиться – мало у кого получается.

Алексей Иванов,
к.ю.н., начальник отдела кадрового консалтинга АКГ «Интерком- Аудит»

Целью любой профсоюзной организации является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников. Однако, по моим наблюдениям, в России профсоюзное движение в настоящее время находится в крайне затруднительном положении, поскольку по ряду причин профсоюзы не могут или не хотят в полной мере отстаивать права и интересы работников. Примеров тому достаточно много как на общероссийском, так и на локальном уровне. Достаточно вспомнить, каким печальным образом закончился для лидера независимой профсоюзной организации работников крупнейшей российской горнорудной корпорации Алроса трудовой конфликт с администрацией. И таких показательных историй в отношении нелояльных к работодателю активистов профсоюзных организаций в новейшей истории имеется предостаточно. Сейчас работникам трудно коллективно выдвигать свои требования, поскольку очень непростая законодательно установленная процедура объявления забастовки приводит в итоге к тому, что большинство забастовок признаются судами незаконными.

Кроме того, руководители первичных профсоюзных организаций зачастую не защищают своих членов, например, при их увольнении. Так, в настоящее время в суде рассматривается иск работника, являвшегося членом профсоюзной организации, к своему бывшему работодателю о незаконном увольнении по сокращению штата и восстановлении на работе по причине несоблюдения работодателем процедуры увольнения. В отношении работников, являющихся членами профсоюза, применительно к увольнению их по сокращению штата введена законодателем дополнительная гарантия прав, обусловленная необходимостью учета работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом в рассматриваемом случае работодатель не запрашивал в установленном порядке мнение профсоюзной организации. Впоследствии в суде работодатель предоставил сфабрикованные документы, якобы подтверждающие, что соответствующее мнение у профсоюза было запрошено, однако последний свое мнение не выразил. В суде председатель профсоюза поддержал позицию работодателя, не желая, видимо, как работник портить свои трудовые отношения с работодателем.

Указанные примеры свидетельствуют о том, что зачастую профсоюзы зависимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, фактически им подконтрольны. Такое положение дел не способствует развитию социального партнерства в сфере трудовых отношений, которое должно базироваться на принципах равноправия, уважения и учета интересов сторон, а также на принципе независимости профсоюзов.


125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 (495) 937-34-51
pr@intercom-audit.ru

© 2023 «Интерком-Аудит»
Все права защищены
Контактная информация
125124, г. Москва,
3-я ул.Ямского поля, дом 2, корпус 13, этаж 7
+7 495 937-34-51, info@intercom-audit.ru
Разработка сайта - H3